В этом семестре у меня было занятие под названием Classroom Research, на нем разбирались и сравнивались разные методы исследования преподавательской деятельности на занятиях по иностранным языкам, особенно когда эти занятия проводятся в школах, т.е. где у учеников нет особо выбора брать или не брать занятие, а у преподавателей нет особо свободы и вдобавок куча другой работы. Во время семестра надо было написать два доклада по двум case study, в конце каждого доклада нужно было ответить на вопрос: Полезен ли этот метод для преподавателей и могут ли они его использовать?
В ходе обсуждений всего этого на занятиях, я поняла, что мир именно практического преподавания (особенно в школах) и теоретический мир — это две разные вселенные. То есть исследователи могут сколько угодно протирать свои штаны в университетах и говорить о том, как надо преподавать иностранные языки, о всех классных и новых методиках, об автономности учащихся, о комфортной среде и т.д., но среднестатистическому преподавателю из школы на это все равно, у него (чаще нее) полный класс непослушных детей, половина из которых не хотят учить этот английский/французский/японский, толпа родителей, которые не понимают, зачем нужен еще один иностранный язык и вообще наш ребеночек на физмат будет поступать/ нам к егэ готовиться надо/ кому нужен этот иностранный, лучше бы дополнительную математику поставили, и сверху еще куча бумажной работы. И все это за небольшую зарплату. Естественно преподавателю все равно на эти наши исследования о том, как понизить степень волнения у учащихся, а уж тем более проводить свои исследования (часто без какой-либо поддержки).
Что приводит меня к тому, что школа — она совсем не про образование. Если бы школьная система ставила бы своей целью образование, то ученики не распределялись по классам по возрасту, они распределялись бы по способностям: можешь в математику — иди в продвинутую группу, где с тобой могут быть ученики разных возрастов. Так же и по другим предметам. Не говоря уже о том, что школа учит знаниям, которые устарели еще 30 лет назад и большая часть которых неприменима в реальной жизни, ну или хотя бы в современной науке. Школа — она в первую очередь про социализацию и про то, куда деть своих детей, пока оба родителя заняты на работе. Поэтому пока не поменяется школьная система, даже не знаю, стоит ли требовать от обычных преподавателей вести еще и исследовательскую деятельность. А также для кого пишутся все эти работы про то, как надо преподавать иностранные языки.