Truth resists simplicity
В этом семестре у меня было занятие под названием Classroom Research, на нем разбирались и сравнивались разные методы исследования преподавательской деятельности на занятиях по иностранным языкам, особенно когда эти занятия проводятся в школах, т.е. где у учеников нет особо выбора брать или не брать занятие, а у преподавателей нет особо свободы и вдобавок куча другой работы. Во время семестра надо было написать два доклада по двум case study, в конце каждого доклада нужно было ответить на вопрос: Полезен ли этот метод для преподавателей и могут ли они его использовать?
В ходе обсуждений всего этого на занятиях, я поняла, что мир именно практического преподавания (особенно в школах) и теоретический мир — это две разные вселенные. То есть исследователи могут сколько угодно протирать свои штаны в университетах и говорить о том, как надо преподавать иностранные языки, о всех классных и новых методиках, об автономности учащихся, о комфортной среде и т.д., но среднестатистическому преподавателю из школы на это все равно, у него (чаще нее) полный класс непослушных детей, половина из которых не хотят учить этот английский/французский/японский, толпа родителей, которые не понимают, зачем нужен еще один иностранный язык и вообще наш ребеночек на физмат будет поступать/ нам к егэ готовиться надо/ кому нужен этот иностранный, лучше бы дополнительную математику поставили, и сверху еще куча бумажной работы. И все это за небольшую зарплату. Естественно преподавателю все равно на эти наши исследования о том, как понизить степень волнения у учащихся, а уж тем более проводить свои исследования (часто без какой-либо поддержки).
Что приводит меня к тому, что школа — она совсем не про образование. Если бы школьная система ставила бы своей целью образование, то ученики не распределялись по классам по возрасту, они распределялись бы по способностям: можешь в математику — иди в продвинутую группу, где с тобой могут быть ученики разных возрастов. Так же и по другим предметам. Не говоря уже о том, что школа учит знаниям, которые устарели еще 30 лет назад и большая часть которых неприменима в реальной жизни, ну или хотя бы в современной науке. Школа — она в первую очередь про социализацию и про то, куда деть своих детей, пока оба родителя заняты на работе. Поэтому пока не поменяется школьная система, даже не знаю, стоит ли требовать от обычных преподавателей вести еще и исследовательскую деятельность. А также для кого пишутся все эти работы про то, как надо преподавать иностранные языки.
В ходе обсуждений всего этого на занятиях, я поняла, что мир именно практического преподавания (особенно в школах) и теоретический мир — это две разные вселенные. То есть исследователи могут сколько угодно протирать свои штаны в университетах и говорить о том, как надо преподавать иностранные языки, о всех классных и новых методиках, об автономности учащихся, о комфортной среде и т.д., но среднестатистическому преподавателю из школы на это все равно, у него (чаще нее) полный класс непослушных детей, половина из которых не хотят учить этот английский/французский/японский, толпа родителей, которые не понимают, зачем нужен еще один иностранный язык и вообще наш ребеночек на физмат будет поступать/ нам к егэ готовиться надо/ кому нужен этот иностранный, лучше бы дополнительную математику поставили, и сверху еще куча бумажной работы. И все это за небольшую зарплату. Естественно преподавателю все равно на эти наши исследования о том, как понизить степень волнения у учащихся, а уж тем более проводить свои исследования (часто без какой-либо поддержки).
Что приводит меня к тому, что школа — она совсем не про образование. Если бы школьная система ставила бы своей целью образование, то ученики не распределялись по классам по возрасту, они распределялись бы по способностям: можешь в математику — иди в продвинутую группу, где с тобой могут быть ученики разных возрастов. Так же и по другим предметам. Не говоря уже о том, что школа учит знаниям, которые устарели еще 30 лет назад и большая часть которых неприменима в реальной жизни, ну или хотя бы в современной науке. Школа — она в первую очередь про социализацию и про то, куда деть своих детей, пока оба родителя заняты на работе. Поэтому пока не поменяется школьная система, даже не знаю, стоит ли требовать от обычных преподавателей вести еще и исследовательскую деятельность. А также для кого пишутся все эти работы про то, как надо преподавать иностранные языки.
для тех, кто преподаёт в языковых центрах и может позволить себе такую роскошь, как маленькие классы и мотивированные ученики, которые сами пришли учить язык. Scott Thornbury написал замечательную вещи вот про всю эту ситуацию:
Where the language English is just another curriculum subject, where it is viewed as knowledge to be learned rather than a skill to be activated, and where it is measured less by communicative competence than by the results of high-stakes testing, then there is not a lot of incentive for a fluency-first approach. In such an educational climate, concepts so fundamental to CLT as authenticity, fluency, discovery and collaboration seem outmoded, or, at best, ‘add-ons’ for those who can afford the luxury of small classes of communicatively-motivated learners.
То есть в школе ты вряд ли увидиешь преподавателей, которые дают коммуникативные уроки, где ученик в центре внимания. Я слышала кучу историй, как иностранцы-ALT пытались как-то оживить уроки, но натыкались на недовольных японских учителей, которые буквально запрещали им это делать, "потому что какой от этого толк, ученик должен молчать и слушать, а главный фокус должен быть на грамматику и зазубривание кучи слов, ибо ЭКЗАМЕН". в универах ситуация чуть получше, но зависит от универа.
Мы просто рассматривали все это в контексте учителей, которые немного несвободны в своей работе.
Меня на этот пост вообще натолкнул пост на фб от кого-то, там было что-то вроде "Теперь я знаю, как надо преподавать иностранные языки, почему школьные учителя не следуют этим принципам".
Так ты хоть сейчас из своего ребенка можешь сделать маленького гения, если у тебя есть достаточно ресурсов на это, но просто не всем это надо.